Парламентская газета,
6 июля 2012 г.
В омуте неразберихи
839 просмотров
В ближайшее время Государственная Дума собирается рассмотреть во втором чтении довольно серьёзные поправки в законодательство, касающиеся государственного технического осмотра транспортных средств. Судя по тому, что в техосмотре по-новому, который действует с января этого года, хватает неразберихи, нормативные акты ещё не раз будут подвергнуты корректировкам.
В ожидании вердикта
Тихий омут российского техосмотра, успевший за полтора десятилетия прочно затянуться ряской, в одночасье был взбаламучен вступившим в должность мэра столицы Сергеем Собяниным. Да так взбаламучен, что едва не отдал концы, поскольку сложившаяся практика государственного надзора за состоянием транспортных средств не соответствовала прописанному на бумаге.
В ситуацию вмешался глава государства, пригрозив в начале 2011 года разделаться с техосмотром, когда ему доложили о творящихся в этой сфере безобразиях: «Это действительно довольно бесполезная вещь».
Автомобильное сообщество замерло в ожидании окончательного вердикта, тем более что Президент, выступив вскоре перед активом «Единой России», вновь уничижительно отозвался о техосмотре, назвав его ценность «абсолютно минимальной», а саму процедуру – порождающей «никчёмную бумажку».
В соответствии с его поручением Правительство объявило мораторий на действие правил в отношении той самой «никчёмной бумажки» и занялось поиском компромиссного решения судьбы техосмотра.
Тогдашний вице-премьер Правительства Игорь Шувалов так обозначил векторы этих поисков: с одной стороны, процедура техосмотра должна стать «необременительной, спокойной, без каких-либо вымогательств и нервных стрессов для граждан». С другой – надзорные функции государства за техническим состоянием транспорта следует всё же исполнять, дабы не наносить ущерба безопасности дорожного движения.
Протестным голосам различных околоавтомобильных организаций и некоторых законодателей противопоставлялась статистика. Вот, мол, ежегодные отчёты ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях. А вот – «вклад» в эти происшествия технически неисправных машин: всего 0,3–0,5 процента от общего количества ДТП. Не будь техосмотра, кто знает, во сколько раз возросли бы аварийные цифры.
Другая, правда, статистика плохо корреспондировалась с заслугами техосмотра по снижению аварийности. Как оказалось, более 60 процентов российских автомобилистов предпочитали игнорировать эту процедуру, попросту покупая заветный талончик. Более того, из 30 миллионов ежегодно осматриваемых машин лишь восемь процентов отправлялось на «устранение недостатков». Это при возрастном-то состоянии российского автопарка (средний возраст наших автомобилей 11 лет) и его качественных характеристиках (более 50 процентов автопарка составляют «жигули», «Волги» и «москвичи» не первой свежести)!
Ни казнить, ни миловать
Очевидно, споров о том, быть в России техосмотру или не быть, значительно поубавилось бы, если бы государство твёрдо сказало: здесь не о чем спорить. В своё время в числе 28 стран мы присоединились к Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колёсных транспортных средств. Этот документ – неотъемлемая часть других международных договорённостей о безопасности дорожного движения. И – точка! Тут надо думать не над тем, как откреститься от принятых 15 лет назад обязательств, а над тем, как превратить техосмотр в действительно облегчённую во всех смыслах процедуру.
Однако обо всём этом предпочитают не говорить, хотя и невооружённым глазом видно, что техосмотр в отечественном исполнении сидит в печёнках не только у рядовых автомобилистов.
Интересный факт: с августа 2007 года, когда вступила в силу новая редакция примечания к статье 12.1 Административного кодекса, согласно которой порядок и сроки прохождения технического осмотра устанавливаются федеральным законом, а не правительственными постановлениями, государственный надзор за состоянием транспорта (в том виде, в каком он существовал) выпал из правового поля.
Подстёгиваемые возникшей коллизией, законодатели взялись за разработку, скажем так, тематического законопроекта, который прошёл первое чтение в Государственной Думе задолго до поднявшегося вокруг техосмотра скандала. Прошёл – и забылся почти на год, возникнув затем ко второму чтению практически с тем же набором новаций, что были приняты в первом чтении. Исключение составила «небольшая поправка», которая концептуально переиначила законопроект.
В изначальной версии, принятой в первом чтении, функции техосмотра передавались объединениям саморегулируемых организаций. Этот ход сводил к минимуму основной порок отечественного техосмотра – коррупцию, ежегодный оборот которой, по словам председателя тогдашнего думского комитета по транспорту Сергея Шишкарёва, оценивался примерно в полтора миллиарда долларов.
Одновременно, находясь под опекой саморегулируемых организаций, техосмотр приблизился бы к общепринятым в других странах стандартам, практически исключающим его профанацию. Ведь упомянутые саморегулируемые структуры по закону устроены таким образом, что любой сбой в любом из десятков входящих в их состав центров технического осмотра влечёт исключение из государственного реестра всего объединения. Поэтому для него одинаково неприемлемы как мздоимство, так и формально проверенная техника.
Поправка в законопроект, появившаяся ко второму чтению, диаметрально изменила расстановку государственных приоритетов в этом вопросе. Потому что было очевидно: при полном (или почти полном) обнулении коррупции в «осмотровой» сфере практически невозможно было избежать роста напряжённости в среде автомобилистов. А это абсолютно не отвечало задачам сделать техосмотр «необременительным, спокойным, без нервных стрессов для граждан».
Передача права аккредитации операторов техосмотра в ведение Российского союза автостраховщиков и увязывание выдачи талона техосмотра с полисом ОСАГО, по замыслу разработчиков законопроекта, было лучшим выходом из тупиковой ситуации. Так-то оно так, если бы не одно но. Когда закон, даже в его проектной стадии, пытаются, как в той поговорке, повернуть на манер дышла, результат получается не самым убедительным. Мягко говоря, сырым. Так оно случилось и на этот раз.
Чего не учёл законодатель
Начало новой эры отечественного техосмотра ознаменовалось рядом скандалов, самый существенный из которых связан с одним из крупнейших игроков страхового рынка. Известная страховая компания, в клиентской базе которой 12 миллионов обладателей полисов ОСАГО, стала выдавать талоны техосмотра… непосредственно в своих офисах.
Не находя в этом ничего противозаконного, руководство компании так аргументировало свои действия: «Страховщик не может отправлять клиентов на техосмотр, не обеспечив гарантию их возврата за полисом ОСАГО». Параллельно выяснилось, что более 80 пунктов техосмотра, объединённых в одно ЗАО и непосредственно работавших с этой компанией, по случайному совпадению квартировали в офисах… страховщика. Более того, львиная доля свежеотпечатанных талонов техосмотра опять же по случайному совпадению оказалась на руках этой компании.
Страховой рынок пришёл в негодование. Однако, если иметь в виду направленность жалоб на мелочовку, негодование страховщиков вызвала главным образом пронырливость конкурента, объехавшего на кривой козе других игроков рынка.
Вывод: дело не в том, что страховщики нашли лазейки в законе или просто его проигнорировали. А в том, что законодатель не учёл: страхование – это бизнес. Который тем менее успешен, чем более для клиентов создается головной боли. И тем более прибылен, чем более завышаются ставки тарифов, в том числе неофициальных.
И если в прежней системе координат техосмотр был относительно недорогой формальностью, в хватких руках страховщиков он стал формальностью, сопоставимой по цене со стоимостью полиса ОСАГО.
Не потому ли вызвана к жизни значимая поправка к действующему закону о государственном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации, второе чтение которой ожидается на днях? Законодатель, предлагая освободить от техосмотра автомобили, проходящие регулярное обслуживание в сертифицированных сервисах, выводит из-под страховщиков пусть пока не самую значительную часть автопарка страны, но весьма существенную.
Кроме того, законопроект создаёт серьёзные стимулы для преодоления извечной привычки наших автомобилистов ремонтировать машины на коленке.
И наконец, главное: такой ход в полной мере отвечает единообразию условий для периодических технических осмотров, которые наша страна в рамках международных соглашений приняла ещё в 1997 году.
Чего же более желать всем, кто заинтересован в том, чтобы по нашим дорогам колесили исправные автомобили?
За и против
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
«Техосмотр – абсолютно бесполезная процедура, потому что большинство людей её обходят, а ответственность за техническое состояние машины всё равно ложится на водителя. Допустим, попал человек в аварию и эксперты признали, что ДТП произошло из-за технической неисправности его машины. Он же никогда не докажет, что виноват в этом оператор технического осмотра. И за последствия будет расплачиваться сам. Технический осмотр должен быть обязательным для общественного транспорта и для машин, участвующих в коммерческих и международных перевозках. Это соответствует нашим международным обязательствам. Что касается обязательного техосмотра для владельцев легковушек, эту процедуру следует упразднить.
Скептически я отношусь к поправке в законопроект, гласящей, что обслуживание автомобилей в сертифицированных сервисах будет приравнено к прохождению техосмотра. Ведь у нас после трёх лет основных гарантийных сроков большинство людей старается обслуживать автомобили самостоятельно или на неофициальных сервисах – так дешевле. Да и регулярно обслуживается на сервисах сравнительно небольшой процент автомобилей».
Михаил Брячак, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту (фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ):
«Парк машин в стране как частных, так и закреплённых за юридическими лицами очень старый. Специалисты называют цифру его износа – 70 процентов. И мы не можем этому не верить, видя каждый день, какой хлам колесит по нашим дорогам. Оставлять такие машины без контроля – значит превращать езду фактически в убийство. Поэтому отменять техосмотр, как иногда предлагают, – шаг безответственный, а вот изменить его процедуру и поднять эффективность – это реально. Именно на это направлены основные положения законопроекта, корректирующего законодательство о техосмотре. Например, назначается переходный период до 2014 года, в течение которого процедура техосмотра должна перейти от ГИБДД к структурам, получившим аккредитацию у страховщиков.
Главным действующим лицом в процедуре техосмотра становятся страховые компании. Ведь это им предстоит отвечать за состояние автомобиля рублём. Это будет серьёзным стимулом для них.
Кроме того, в новом законопроекте есть ряд новелл, расширяющих права граждан при прохождении техосмотра. Теперь можно получить временный полис ОСАГО (он действует 20 дней) без прохождения техосмотра».
Цифры и факты
48 миллионов транспортных средств зарегистрировано сегодня в РФ.52 процента авто, эксплуатируемых в России, старше десяти лет.3 тысячи государственных пунктов и 2 тысячи лицензированных операторов проводят техосмотры в нашей стране.30 минут требуется для диагностики легкового транспорта по новым правилам техосмотра.92 процента машин в РФ проходят ежегодный техосмотр с первого раза.60 процентов российских автомобилистов уклоняются от легального техосмотра.0,34 процента от общего числа аварий составляют ДТП, вызванные неисправностью машин. Это в 100 раз меньше доли катастроф из-за выезда на встречную полосу.
Марат АБДУЛЛАЕВ
Вся пресса за 6 июля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|